Что такое шелкография

Когда мы видим надписи на шкалах приборов, пестрые рисунки и надписи на спортивных сумках, разноцветные значки, сложный повторяющийся рисунок на фарфоровой посуде, то не задумываемся о том, что их объединяет одна печатная техника - шелкография, особенно распространение получила в настоящее время шелкография на футболках.

 

Шелкография, получившая широкое распространение в XX веке, является усовершенствованной разновидностью прорезного трафарета, применявшегося в декоративной росписи стен и тканей. Поэтому название «шелкография» в полиграфии вытесняется более точным термином - трафаретная печать или сетчатая трафаретная печать, тем более, что натуральная шелковая сетка давно заменена синтетическими и металлическими материалами. В европейских языках «шелкография» также образована от слова шелк (итал.- serigrafia, франц. - serigraphie, англ.- silk-screen, serigraphy, нем.- Siebdruck), но часто в каталогах художественных выставок на русский язык не переводится, а пишется в виде транскрипции: сериграфия. Как ни странно но такой способ нанесения очень доступен и шелкография на дому имеет относительно широкое распространение. В данном материале будет подробно рассмотрено оборудование для шелкографии и процесс печати.

Изготовить сетчатый трафарет на практике достаточно легко, что обусловило его широкое применение как отдельным человеком в быту, так и в промышленном производстве с применением автоматических печатных станков. Технология шелкографии - доступная технология, но требует изучения специальных знаний и тонкости технологии.

При печати вручную нет необходимости в приобретении дорогих печатных станков, которые требуются только для больших тиражей. Ведь качество оттиска практически одинаково. Трафаретная печать экономически выгодна уже при изготовлении десятка экземпляров, а одна форма может дать до 50 тысяч, в зависимости от запечатываемой поверхности. Низкая себестоимость расходных материалов для изготовления трафарета и простота в эксплуатации привлекают большой интерес к шелкографии.

    • Подбор сетчатого полотна для трафаретов

Для изготовления трафаретов применяют тонкие прочные ткани с редким переплетением нитей. Для этих целей вначале использовали ткани из натурального шелка, отсюда и название данной техники - шелкография.

      Искусственные шелковые нити прядут из более тонкого волокна, чем натуральный шелк, и это позволило сделать нити менее шероховатыми. Но самые эффективные результаты были получены только после появления тканей из моноволокна, которое уже не состояло из скрученных нитей, а отливалось сразу заданной толщины из расплава полиамида или полиэфира.

Гладкая и непроницаемая поверхность моноволокна не впитывает воду и краску, хорошо очищается от печатной краски. Моноволокно мало изменяется от перепадов температуры и влажности, что позволяет сохранить от искажений геометрические размеры рисунка.

Сетчатое полотно различают по номерам, которые определяются количеством нитей на один сантиметр. Для печати используют широкий диапазон номеров сетки от 2 до 200 нитей/см.

Фирмы, выпускающие специальные ткани для фильтров и просеивания сыпучих материалов, предлагают сетчатое полотно для трафаретной печати по нескольким категориям, в зависимости от толщины нитей.

    • Рамы для шелкографии

Рама - основа всей шелкографии, от нее при создании трафарета и выполнении высококачественной печати зависит многое. Имея в наличии раму, сетку и ракель, уже можно приступать к печати. Остальное оборудование для трафаретной печати можно считать дополнением, приобретаемым по мере надобности и с учетом финансовых возможностей.

Рамы изготовляются из твердого хорошо высушенного прямослойного дерева, во избежании коробления готовых рам. Доски, имеющие сучки и выраженный косослой, лучше вообще не применять, так как раму может деформировать в самый неподходящий момент, и изготовление повторного трафарета потребует дополнительного времени. На небольших рамах дефекты подобного толка мало заметны, но с увеличением размера коробление может усложнить все технологические процессы.

Минимальное сечение бруска 30 х 60 мм. Размер определяется породой дерева: чем мягче древесина, тем толще берется брусок. С нижней стороны рамы, где будет крепиться сетка, по всему периметру делается откос наружу, приблизительно 3-5град.

Самые надежные и стабильные рамы изготовляют из алюминиевой и стальной трубы, имеющей квадратное или прямоугольное сечение.

    • Крепление сетки к раме

Сетку натягивают на раму с максимальным усилием, близким к величине текучести данного материала. Если ткань недостаточно сильно натянута, то в печати может произойти искажение линейных размеров изображения и несовпадение контуров отдельных цветов при многокрасочной печати.

На деревянные рамы для несложных работ сетку можно натягивать вручную. Ткань захватывается специальными щипцами с широкими губками, чтобы не повредить полотно. Для этого губки дополнительно обклеивают резиной. Закрепляют полотно скобами, забивая их механическим или электрическим скобосшивателем (степлером).

При первом варианте

      , сетку удерживают вручную с помощью специальных щипцов, натягивают и сразу забивают скобы. Ткань выкраивают с таким расчетом, чтобы губки щипцов прочно захватывали края. При необходимости экономии сетки, по краям дополнительно пришивают полосы из обычной прочной ткани, шириной 5 - 10 см, за которые держат щипцами, что также уменьшает риск обрывов и искажений по периметру сетки.

Первые четыре скобы забивают в середины брусков рамы крест-накрест, натягивая полотно с максимальным усилием. Следующие точки крепления располагаются по углам, с учетом усилий натяжения ткани по диагонали. Необходимо следить, чтобы нити основы были без перекосов и взаимно перпендикулярными. Дальше крепление ведут симметрично от средины брусков к углам рамы.

Во втором варианте, который дает несомненно лучшие результаты, ткань предварительно натягивают в любом растягивающем устройстве, а затем не спеша закрепляют. Интервал между забиваемыми скобами зависит от силы натяжения полотна и сложности будущего рисунка.

При отсутствии скобосшивателя, сетка закрепляется мелкими гвоздями и деревянными рейками сечения 5х10 мм.

Так как рейки не должны выступать над плоскостью трафарета, раму заранее изготавливают с дополнительными пазами по всему периметру. Глубина паза 5,5 мм и ширина 11 мм.

Сетку также закрепляют с помощью клея как на металлические, так и на деревянные рамы.

    • Обработка сетки перед нанесением фотораствора

Когда сетка натянута, можно считать, что первый этап изготовления трафарета выполнен - приготовлена несущая основа. Следующий этап состоит в создании участков на сетке, не пропускающих краску во время печати. Каким бы ни был способ создания таких участков, прежде всего мы должны помнить, что к трафарету будут прикладываться различные физические нагрузки. Изолирующие участки должны прочно удерживаться на деформирующейся сетке и сохранять свои качества до конца печати.

В первую очередь надо обратить внимание на то, как прочно прилипает к нитям резервирующий состав.

Если сито выткано из натурального или искусственного шелка, то нити, скрученные из тончайших волокон, достаточно шероховатые и позволяют прочно удерживать вещество, из которого будут сформированы печатные элементы.

Рассматривая сетчатую ткань из моноволокна, при большом увеличении мы можем увидеть, что нити похожи на стеклянные стержни с очень гладкой поверхностью. На таких нитях плохо удерживается фотослой, и небольшие печатные элементы (точки, штрихи) легко осыпаются под давлением ракеля и от деформации трафарета. Для преодоления этой проблемы необходимо нити сделать шероховатыми.

Применять можно водостойкие шлифовальные бумаги или ткани зернистостью от №М40 до №М5. Обрабатывают сетку как в сухом, так и во влажном состоянии, что удобно для шелкографии на дому.

Независимо от того, обрабатывалась натянутая сетка растворами, делающими ее шероховатой, или нет, обязательно проводится последующее обезжиривание. Эта операция предваряет непосредственное нанесение фотораствора. Любые, самые незначительные жировые загрязнения могут привести к браку, так как чаще всего при изготовлении трафарета применяются водные фоторастворы. Особого внимания требуют к себе вторично используемые сетки, которые могут содержать не только жировые соединения, но и остатки краски после предыдущей печати.

    • Изготовление трафарета

На внутреннюю сторону сетки фотораствор наносят только в один слой. Сушат в горизонтальном положении при температуре 40°С в течение 15 минут в сушильном шкафу. Печатающая сторона во время сушки обращена вниз, чтобы раствор под своей тяжестью концентрировался более толстым слоем снизу и лучше скрывал текстуру ткани. На наружную сторону сетки наносят 3 слоя с промежуточной сушкой по 10 минут. Технология шелкографии требует точности и скоорденированности процесса, только тогда достигается хороший результат.

Изобретение лотка позволило снять многие проблемы нанесения фотораствора на сетку. Прототипом лотка послужил ракель или шпатель, который своей ровной кромкой распределяет вещество на поверхности и сразу снимает излишки. Так как фотораствор имеет жидкую консистенцию, то его наиболее удобным оказалось наносить на сетку в вертикальном положении рамы.

В итоге получилось приспособление в виде лотка или желоба с запасом раствора, имеющего одну кромку в виде шпателя, а другую в виде удобной плоскости для его поддержки. Сечение лотка может быть любой формы, полукруглой или углом, в зависимости от того, из какого материала он был изготовлен.

Корытце прижимают к сетке с внешней стороны, наклоняют его до смачивания раствором и снизу вверх плавно покрывают необходимую площадь. Лоток отклоняют в исходное положение, до прекращения контакта раствора с сеткой, и отодвигают от рамы. Всю операцию повторяют еще раз.

Можно, конечно, лоток изготовить из древесины и покрыть его лаком, но рабочую кромку все равно необходимо выполнить из пластмассы. В целом оборудование для шелкографии не представляется сложным и высокотехнологичным.

Нет необходимости наносить фотораствор на всю ширину сетки. Оптимальная ширина лотка должна быть на 10 см больше рисунка.

Раму переносят в темный сушильный шкаф и устанавливают вниз сеткой. Температуру держат в пределах 20 - 30°С, и она не должна превышать 40°С. Высохший слой становится чувствителен к свету, и вторичное нанесение фотораствора проводят обязательно при оранжевом освещении.

После нанесения фотослоя, производтся копирование изображение - когда засвечивается пространство без изображения, а место для прониконовения краски остается не засвеченным для дольгейшей промывки его от фотослоя. Для этого на сетку с фотослоем накладывается калька или пленка с изображением рисунка черного цвета.

Копирование проводится в копировальной раме, оснащенной лампами ЛУФ-80. При расстоянии от ламп до трафарета 10 - 30 см время средней экспозиции 8-12 минут. Если используются ртутно-кварцевые лампы ПРК-7, то при расстоянии 60 - 70 см экспозиция также сохраняется в пределах 9-12 минут.

Удаление незасвеченных участков копировального слоя проводится в кювете с этиловым спиртом или 20% раствором роданида аммония до полного их удаления из ячеек сетки.

    • Печать

Способы совмещения печатной формы с материалом Общие сведения:

Наиболее простой, часто применяемый в ручной трафаретной печати способ А, когда формная рама закрепляется с одной сто роны на петлях и поднимается под небольшим углом, для того, чтобы удалить готовый оттиск и положить новый лист.

На первый взгляд операция кажется довольно элементарной, но требования, которые надо соблюдать, одинаковы для любого вида печати - после каждого цикла печати и подъема формы трафарет должен точно опускаться на одно и тоже место. Это позволяет правильно размещать изображение на листе относительно его краев при одноцветной работе или точно совмещать контуры рисунка при многоцветной, когда на один и тот же лист наносят изображение через несколько трафаретов.

Прежде всего печатник сталкивается с тем, что незначительный люфт в соединениях деталей петель вызывает достаточно большие колебания рамы в горизонтальной плоскости. Чем дальше от петель находится точка, тем заметнее отклонения, особенно при больших размерах рам. Поэтому петли подбирают очень тщательно или заказывают в слесарной мастерской по точным чертежам. К петлям крепятся зажи- Зажим рамы настольный мы, которые позволяют быстро метать рамы при переходе к печати новой работы. Дополнительно петли снабжают струбцинами для закрепления их к столу, что удобно в тех случаях, когда шелкографией занимаются эпизодически.

Ракель - является инструментом, который продавливает краски сквозь сетку и по своей значимости сравним с порохом, без которого огнестрельное оружие теряет свой смысл. Правильно рассчитанные параметры инструмента позволяют получить высококачественный оттиск как в производственных условиях так и в шелкографии на дому.

Рабочая часть ракеля изготавливается из натуральной или синтетической резины, стойкой к растворителям. Полоса резины закрепляется в деревянный держатель, который позволяет печатать вручную или закреплять ракель в специальные зажимы печатной машины или станка . С развитием химической промышленности появились искусственные материалы, такие, как полиуретаны, обладающие большой водостойкостью, эластичностью и химической устойчивостью, прочностью к истиранию и на разрыв. Но у них имеется тенденция к образованию электростатического заряда на сетке во время печати.

Резиновую ленту берут толщиной не менее 8-10 мм, монтируют в держателе так, чтобы она не выступала более чем на 35 мм. Длина ракеля выбирается немного шире размера рисунка, приблизительно на 3 см с каждой стороны. Для удобства в работе необходимо иметь несколько ракелей разной длины, которые хранятся на специальном стенде.

Для качественного оттиска правильно заточенный ракель должен двигаться не только под углом в 75°, но и с равномерной скоростью и постоянным давлением на сетку.

В трафаретной печати оттиск получается за один прогон ракеля в одну сторону, но сразу возникает вопрос, как вернуть оставшуюся краску в первоначальное место на сетке. Практика показала, что лучше краску не возвращать полностью, а равномерно покрыть трафарет тонким слоем. Для этого ракелем захватывается оставшаяся краска и перемещается без давления в стартовое положение. Краска орошает (смачивает) трафарет, не просачиваясь через ячейки из-за своей вязкости. Элементы рисунка не только сохраняются от пересыхания, но и успевают заполниться краской для следующего оттиска. Печать в таком случае идет намного ровнее. В трафаретной печати по текстилю делают иногда несколько прогонов с орошением по одному оттиску, чтобы краска пропитала ткань на всю толщину, например так происходит шелкография на футболках

    • Материалы для печати.Краски

Краски для трафаретной печати, выпускаемые централизованно на российских предприятиях, классифицируются в соответствии с видом запечатываемого материала и типом пленкообразующего. При этом применяются буквенные и цифровые обозначения. Номенклатура таких красок еще не устоялась и выражается разными системами буквенных и цифровых обозначений.

Зарубежные фирмы имеют свою собственную маркировку, содержащую также буквы и цифры. Дополнительно краска может иметь название фирмы или название серии, которая по смыслу может быть отвлеченным понятием, не связанным с технологией печати. Необходимо придерживаться рекомендаций по применению, которыми фирма сопровождает краски, так как рецептура является коммерческим секретом и, естественно, не публикуется.

По условиям печатания краски должны быть достаточно текучими, чтобы под воздействием ракеля проникать через сетчатую форму, но не настолько жидкими, чтобы самостоятельно вытекать через штрихи на обратную сторону трафарета.

Трафаретная печать привлекательна своей возможностью наносить достаточно толстые слои красок на изделия, но тем самым создаются проблемы с их длительной сушкой Свежие оттиски нельзя складывать один на другой, как это делается, например, в офсетной печати, так как происходит не только загрязнение обратной стороны листа, но и их склеивание. Особенно эти проблемы возникают при печати на невпитывающих материалах. Однако это сравнительно малый недостаток ввиду простоты и доступности оборудования для шелкографии.

 

    • Сушка оттисков

Трафаретная печать привлекательна своей возможностью наносить достаточно толстые слои красок на изделия, но тем самым создаются проблемы с их длительной сушкой Свежие оттиски нельзя складывать один на другой, как это делается, например, в офсетной печати, так как происходит не только загрязнение обратной стороны листа, но и их склеивание. Особенно эти проблемы возникают при печати на невпитывающих материалах. Технология шелкографии, доступна и интересна по многим причинам, и как коммерческая технология и как способ художественной самореализации.