Простейшая модель планера из упаковочного гофронартона.

Простейшая модель планера из упаковочного гофронартона.

Как показывает история авиастроения, летательный аппарат можно сделать практически из любого материала Первые аэропланы собирали из бамбука и перкаля, позднее авиационными материалами стали ель да сосна, их вскоре сменили дюралюминий и магниевые сплавы, ну а сегодня высокие скорости требуют применения титана и высокопрочных сталей

Те же проблемы подчас встают и перед авиамоделистами, подбирающими для своих моделей новые материалы Бальза, сосна, авиационная фанера, пенопласт, панели-сандвичи, сверхлегкие оболочки из композитов .. И каждый раз попытки использования новых материалов сопровождаются традиционным вопросом «Полетит или не полетит ?»

 

Именно такой вопрос возник и у меня, когда я обратил внимание на обычный упаковочный гофрокартон — из такого делают и коробки для компьютеров, и ящики для пивных бутылок. Материал, склеенный из крафт-бумаги, напоминает авиационные сандвичевые панели с сотовым заполнением он весьма жесткий, прочный, легко обрабатывается и склеивается — чем не основа при создании авиамоделей!

Так полетит или не полетит? Хорошей проверкой прочностных и аэродинамических свойств гофрокартона стало изготовление простейшего схематического планера Чтобы соблюсти чистоту эксперимента, все его элементы — от крыла до фюзеляжа — были сделаны именно из этого материала Прежде всего — об основном инструменте, с помощью которого был выполнен планер, — острозаточенном ноже-резаке Лучше всего, конечно, использовать покупной — такой показан на одной из фотографий Однако вполне подойдет и самодельный, идеально заточенный нож-косячок Учтите, что при резке гофрокартона тупым инструментом заготовки получаются неровными («лохматыми»), непригодными для дальнейшего использования.

Простейшая модель планера из упаковочного гофронартона. Простейшая модель планера из упаковочного гофронартона.

Несколько слов о клее, с помощью которого из отдельных деталей собирается планер Практика показала, что наиболее удобным в работе и прочным является монтажный клей «жидкие гвозди» — он обладает прекрасной адгезией и малой усадкой, а клеевой шов — повышенной прочностью К тому же таким клеем можно даже шпаклевать торцы панелей из гофрокартона И еще — перед началом работы приобретите десяток бельевых прищепок — они помогут вам при склейке отдельных элементов модели.

Простейшая модель планера из упаковочного гофронартона. Несколько слов о самом планере Он представляет собой высокоплан с прямоугольным крылом с выраженной V-образностью Стабилизатор — также прямоугольной формы Очертания плоского фюзеляжа — типичные для такого рода планеров Масса готовой модели составляет около 80 г.

Для начала следует подобрать качественный гофрокартон — желательно, чтобы одна из его сторон была покрыта тонкой самоклеющейся пленкой (в коробках из такого материала, как правило, транспортируют бытовые электронные приборы) При разметке на гофрокартоне контуров фюзеляжа, крыла, стабилизатора и киля нужно иметь в виду, что гофры должны располагаться.

Простейшая модель планера из упаковочного гофронартона. Крыло планера состоит из двух полу-крыльев, соединенных с помощью двух отрезков дюралюминиевых спиц для вязания, согнутых в виде буквы «V» — диаметр их выбирается таким, чтобы они плотно вставлялись в гофры на полукрыльях При сборке на торцы полукрыльев наносится слой клея «жидкие гвозди».

Простейшая модель планера из упаковочного гофронартона. Фюзеляж модели склеивается из трех гофрокартонных заготовок Одновременно в его хвостовую часть заклеивается и киль После высыхания «жидких гвоздей» фюзеляж по контуру обрабатывается ост-розаточенным ножом, а затем оклеивается бумажной полоской.

Далее на фюзеляже прорезается ложемент под крыло (угол его относительно продольной оси фюзеляжа составляет около 3 градусов), а также паз под стабилизатор Следует иметь в виду, что все прорези следует делать сразу, одномоментно — особенности материала не дают мастеру возможности для каких-либо последующих исправлений загоняется клин.

Простейшая модель планера из упаковочного гофронартона.

После сборки и окончательного отверждения клея модель следует отбалансировать — центр ее тяжести должен располагаться на линии 25 процентов хорды крыла Чтобы добиться этого, носовую часть планера придется загрузить — проще всего сделать это с помощью свинца, последовательно добавляя в зону загрузки небольшие кусочки этого металла Далее они сплавляются в единый грузик и расплав выливается в форму — например, в отрезок алюминиевой трубы Получившийся диск затем заклеивается в носовую часть фюзеляжа.

В процессе облета модели может оказаться, что несимметричности и крутки аэродинамических поверхностей (крыла, стабилизатора и киля), образовавшиеся при сборке, приводят к незапланированным кренам, виражам, пикированию или кабрированию, из-за которых можно вдребезги разнести планер в первом же полете В этих случаях неплохо оснастить модель отгибающимися аэродинамическими поверхностями — элеронами, рулями направления и высоты, сделать которые можно из тонкого плотного картона Отгибая в процессе пробных запусков тот или иной рулевой элемент, добиваются вполне устойчивого полета.

Сбалансированный таким образом планер можно запускать и с леера — нужно только снизу в переднюю часть фюзеляжа вклеить буксировочный крючок.

Думается, что схематическая модель планера — далеко не единственная сфера применения гофрокартона Ее создание — это в первую очередь отработка технологии работы с данным материалом Полагаю, что в ближайшее время будет сделана попытка сборки кордовой авиамодели.